Положение по программам дошкольного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА

«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете
МБОУ «НШДС № 2»
протокол № 4
«30» декабря 2020 года

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «НШДС № 2»
__________ Л.А. Потапова
«30» декабря 2020 года

Положение
по программам дошкольного образования
в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Начальная школа – детский сад № 2»
города – курорта Кисловодска

Положение
по программам дошкольного образования
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Начальная школа – детский сад № 2» города – курорта Кисловодска
I. Общие положения
1.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует
организацию и осуществление образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2.Настоящий
Порядок является
обязательным
для
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные
общеобразовательные
программы
образовательные
программы
дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные
программы
дошкольного
образования,
включая
индивидуальных
предпринимателей (далее - образовательная организация).
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3.Дошкольное образование может быть получено в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в
форме семейного образования.
4.Форма получения дошкольного образования определяется родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При
выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается
мнение ребенка <1>.
<1> Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
При выборе родителями (законными представителями) детей формы
получения дошкольного образования в форме семейного образования
родители (законные представители) информируют об этом выборе орган
местного самоуправления муниципального района или городского округа, на
территории которых они проживают <2>.
<2> Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
5.Образовательная организация может использовать сетевую форму
реализации образовательных программ дошкольного образования и (или)
отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами
(в том числе различного вида и (или) направленности), обеспечивающую
возможность освоения образовательных программ воспитанниками с

использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, включая иностранные, а также при
необходимости
с
использованием
ресурсов
иных
организаций.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ
дошкольного образования осуществляется на основании договора между
указанными
организациями,
в
котором
указываются
основные
характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием
такой формы (в том числе вид и (или) направленность) (при реализации
части образовательной программы определенного вида и (или)
направленности указываются также характеристики отдельных компонентов,
предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов,
используемых каждой из указанных организаций, и распределение
обязанностей между ними, срок действия этого договора <3>.
<3> Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 696).
6.Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного
образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до
прекращения образовательных отношений.
7.Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
8.Содержание дошкольного образования определяется образовательной
программой дошкольного образования.
9.Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам
освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования
определяются федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
10.Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно
разрабатываются и утверждаются образовательными организациями <4>.
<4> Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с
учетом
соответствующих
примерных
образовательных
программ
дошкольного образования <5>.
<5> Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
11.В образовательных организациях образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке
как родном языке, в соответствии с образовательной программой

дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных
представителей).
Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования и в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
образовании и локальными нормативными актами образовательной
организации <6>.
<6> Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
12.Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся <7>.
<7> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
13.Образовательная деятельность по образовательным программам
дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в
группах.
Группы
могут
иметь
общеразвивающую,
компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация
образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, особых образовательных потребностей,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с
туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий
детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них
необходимого
комплекса
специальных
лечебно-оздоровительных
мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется
реализация образовательной программы дошкольного образования, а также
комплекс
санитарно-гигиенических,
лечебно-оздоровительных
и
профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного
образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей,

обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также: группы
детей раннего возраста без реализации образовательной программы
дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и
оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы
дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до
прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу
обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной
гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности
населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные
дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять
присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы
дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и
воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
14.Режим работы образовательной организации устанавливается ее
локальным нормативным актом. Группы могут функционировать в режиме:
кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания),
продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного
пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей)
возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Образовательные программы дошкольного образования реализуются в
группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.
15.Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника,
обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в
форме семейного образования, имеют право на получение методической,
психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без
взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и
общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие
консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов
помощи осуществляется органами государственной власти субъектов
Российской Федерации <8>.
<8> Часть 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
16.Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а

для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медикопедагогической комиссии <9>.
<9> Пункт 21 приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической
комиссии"
(зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г.,
регистрационный N 30242).
Официальный источник электронного документа содержит неточность:
имеется в виду пункт 21 Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082.
17.В образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
образовательным
программам
дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для
получения
дошкольного
образования
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья <10>.
<10> Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
18.Под специальными условиями для получения дошкольного образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ
дошкольного
образования
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья <11>.
<11> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
19.В целях доступности получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1)для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт) или аудиофайлов;
2)для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения
информации;
3)для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,
материально-технические условия должны обеспечивать возможность
беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые,
туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более
0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20.Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в
отдельных группах или отдельных образовательных организациях <12>.
<12> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в
возрасте старше 3 лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих
детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих
детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей
в возрасте старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте
до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно
превышать:
в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет:

не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей,
или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с
умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического
развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет
и старше с учетом возможности организации в них режима дня,
соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой
возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек
соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
21.При получении дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в
штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов:
учитель- дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог),
учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на
каждую группу:
для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной
единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной
единицы педагога- психолога;
для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога
(тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее
0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы
учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1
штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее
0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы
ассистента (помощника);
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной
единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагогапсихолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;

для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не
менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителядефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителялогопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога
и (или) педагога- психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителялогопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с
нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра,
или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1
штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для
организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных
занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся
штатные
единицы
следующих
специалистов:
учитель-дефектолог
(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагогпсихолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на
каждые 5 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
22.Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательные организации, на основании заключения медицинской
организации
и
письменного
обращения
родителей
(законных
представителей) обучение по образовательным программам дошкольного
образования организуется на дому или в медицинских организациях <13>.
<13> Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным
программам дошкольного образования на дому или в медицинских

организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации <14>.
<14> Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87937) 7-27-69, +7 (87937) 7-27-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».