Положение об инклюзивном образовании (1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА

«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете МБОУ
«НШДС № 2»
протокол № 4
от «30» декабря 2020 года

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «НШДС № 2»
__________ Л.А. Потапова
«30» декабря 2020 года

Положение
об инклюзивном обучении
учащихся с ограниченными
возможностями здоровья

Положение
об инклюзивном обучении
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в
МБОУ «НШДС № 2» города-курорта Кисловодска (далее - образовательная
организация).
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября
1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования», Санитарно - эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26).
1.3. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной
образовательной среде детей с ОВЗ, и детей, не имеющих таких ограничений,
посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения,
воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
1.4. Инклюзивное обучение может быть организовано при условии создания
специальных условий для пребывания и обучения детей с особыми
образовательными потребностями.
1.5. Под специальными условиями обучения понимается внедрение
адаптированных образовательных программ и психолого - педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ОВЗ для
получения образования в соответствии с их способностями и
психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации
и интеграции (реинтеграции) указанных детей в обществе, в том числе
приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой,
профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
1.6. Инклюзивное обучение организуется по приказу директора
образовательной организации.
1.7. Обучение детей по адаптированным программам является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи современной

активной помощи детям с ОВЗ и их социальной адаптации.
1.8. Сопровождением детей с особыми образовательными потребностями в
образовательной организации занимается социальный педагог, педагогпсихолог, учитель-логопед.
2. Цели, задачи и принципы организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, создание
условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
2.2. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной
организации с целью максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной
деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ.
2.3. Основными принципами организации инклюзивного образования детей с
ОВЗ являются:
- добровольность участия детей с ОВЗ с согласия родителей (законных
представителей);
- обеспечение условий детям с ОВЗ для получения ими общего образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное
включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;
- готовность педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
3. Организация инклюзивного обучения
3.1. Инклюзивное образование детей в образовательной организации может
быть организовано:
- посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
- посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
3.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
возможны следующие модели инклюзии:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в

сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают образовательную организацию наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с
учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники,
развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается
посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также
применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
- частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая
совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности) с индивидуальными
занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях,
развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они
могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;
- точечная (эпизодическая) инклюзия - когда ребенок с ОВЗ включается в
коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на
прогулке.
3.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности
недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально
развивающихся сверстников.
3.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
школе являются:
- заключение психолого - медико-педагогической комиссии, дающей
возможность обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
- вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психологомедико-педагогической комиссии.
3.5. Основной этап организации инклюзивного обучения включает:
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии
с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по
итогам диагностического периода;
- реализация адаптированной образовательной программы;
- мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
4. Организация образовательной деятельности при инклюзии
4.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе
для детей с ОВЗ, определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образователь-

ной программой.
4.3. Адаптированная основная образовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе
индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.4. Адаптированная основная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.5. Обязательным разделом адаптированной основной образовательной
программы является программа коррекционной работы. Коррекционноразвивающие мероприятия в образовательной организации могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
4.6. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.
4.7. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий.
4.8. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
4.9. Инклюзивное обучение осуществляется только в 1 смену группой
продленного дня, организацией двухразового горячего питания и
обязательных развивающих занятий.
4.10. Перевод обучающихся детей с ОВЗ в следующий класс, оставление их
на повторное обучение решается в порядке, установленном Законом «Об
образовании в Российской Федерации».
4.11. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.12. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного обучения
и успешно освоившие общеобразовательную программу получают документ
об образовании установленного образца.
5. Участники образовательного процесса в условиях инклюзивного
обучения
5.1. Участниками образовательного процесса с инклюзивным обучением
являются обучающиеся с ОВЗ и дети, не имеющих таких ограничений,
педагогические работники, родители (законные представители).
5.2. При переводе обучающихся на инклюзивное обучение необходимо
ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой).
5.3. Права и обязанности детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья, их родителей определяются Уставом образовательной организации

и иными локальными актами.
5.4. Образовательный процесс в режиме инклюзивного обучения осуществляется педагогами, прошедшими соответствующую переподготовку
или прошедшие курсы повышения квалификации.
5.5. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги классов с
инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать частные
методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования детей с ОВЗ.
6. Управление образовательной организацией, работающей в режиме
инклюзивного обучения
6.1. Управление образовательной организацией, работающей в режиме
инклюзивного обучения, осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
6.2. Классные руководители и педагог - психолог несут ответственность за
своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам, их обследование на ТПМПК. Работа
педагога организуется на основе адаптированных основных образовательных
программ начального общего образования (далее - АООП НОО).
7. Документация
7.1 В образовательной организации ведется следующая документация:
- рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- расписание уроков (занятий);
-индивидуальные программы развития психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
8. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение
инклюзивного образования
8.1. Педагогические работники образовательной организации должны иметь
четкое представление об особенностях психофизического развития детей с
ОВЗ, владеть методиками и технологиями организации образовательного и
реабилитационного процесса для детей.
8.2. Для эффективного кадрового обеспечения ведения инклюзивного
образования администрацией образовательной организации осуществляется
подготовка (переподготовка) и повышение квалификации педагогических
кадров, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей с ОВЗ.
8.3. Для обеспечения освоения образовательных программ детьми с ОВЗ в
полном объеме, а также коррекции их физического и (или) психического
развития в штатное расписание школы вводятся ставки учителя - логопеда,
педагога-психолога, социального педагога.
8.4. Финансирование образовательной организации, осуществляющей
инклюзивное обучение детей с ОВЗ, реализуется в соответствии с
действующим законодательством.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87937) 7-27-69, +7 (87937) 7-27-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».