МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 2» ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА «ПРИНЯТО» на педагогическом совете МБОУ «НШДС № 2» протокол № 4 от «30» декабря 2020 года «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «НШДС № 2» __________ Л.А. Потапова «30» декабря 2020 года Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в МБОУ «НШДС № 2» города-курорта Кисловодска (далее - образовательная организация). 1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26). 1.3. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ, и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения, воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 1.4. Инклюзивное обучение может быть организовано при условии создания специальных условий для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. 1.5. Под специальными условиями обучения понимается внедрение адаптированных образовательных программ и психолого - педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных детей в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, профессиональной деятельности и самостоятельной жизни. 1.6. Инклюзивное обучение организуется по приказу директора образовательной организации. 1.7. Обучение детей по адаптированным программам является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи современной активной помощи детям с ОВЗ и их социальной адаптации. 1.8. Сопровождением детей с особыми образовательными потребностями в образовательной организации занимается социальный педагог, педагогпсихолог, учитель-логопед. 2. Цели, задачи и принципы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. 2.2. Задачи инклюзивного образования: - создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; - освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ. 2.3. Основными принципами организации инклюзивного образования детей с ОВЗ являются: - добровольность участия детей с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей); - обеспечение условий детям с ОВЗ для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию; - готовность педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. 3. Организация инклюзивного обучения 3.1. Инклюзивное образование детей в образовательной организации может быть организовано: - посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися); - посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ. 3.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: - полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают образовательную организацию наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности; - частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии; - точечная (эпизодическая) инклюзия - когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. 3.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. 3.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются: - заключение психолого - медико-педагогической комиссии, дающей возможность обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; - вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психологомедико-педагогической комиссии. 3.5. Основной этап организации инклюзивного обучения включает: - корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; - реализация адаптированной образовательной программы; - мониторинг реализации адаптированной образовательной программы. 4. Организация образовательной деятельности при инклюзии 4.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе для детей с ОВЗ, определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образователь- ной программой. 4.3. Адаптированная основная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4.4. Адаптированная основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 4.5. Обязательным разделом адаптированной основной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционноразвивающие мероприятия в образовательной организации могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. 4.6. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности. 4.7. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. 4.8. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 4.9. Инклюзивное обучение осуществляется только в 1 смену группой продленного дня, организацией двухразового горячего питания и обязательных развивающих занятий. 4.10. Перевод обучающихся детей с ОВЗ в следующий класс, оставление их на повторное обучение решается в порядке, установленном Законом «Об образовании в Российской Федерации». 4.11. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. 4.12. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного обучения и успешно освоившие общеобразовательную программу получают документ об образовании установленного образца. 5. Участники образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения 5.1. Участниками образовательного процесса с инклюзивным обучением являются обучающиеся с ОВЗ и дети, не имеющих таких ограничений, педагогические работники, родители (законные представители). 5.2. При переводе обучающихся на инклюзивное обучение необходимо ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой). 5.3. Права и обязанности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их родителей определяются Уставом образовательной организации и иными локальными актами. 5.4. Образовательный процесс в режиме инклюзивного обучения осуществляется педагогами, прошедшими соответствующую переподготовку или прошедшие курсы повышения квалификации. 5.5. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги классов с инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования детей с ОВЗ. 6. Управление образовательной организацией, работающей в режиме инклюзивного обучения 6.1. Управление образовательной организацией, работающей в режиме инклюзивного обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации. 6.2. Классные руководители и педагог - психолог несут ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам, их обследование на ТПМПК. Работа педагога организуется на основе адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО). 7. Документация 7.1 В образовательной организации ведется следующая документация: - рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - расписание уроков (занятий); -индивидуальные программы развития психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 8. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение инклюзивного образования 8.1. Педагогические работники образовательной организации должны иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для детей. 8.2. Для эффективного кадрового обеспечения ведения инклюзивного образования администрацией образовательной организации осуществляется подготовка (переподготовка) и повышение квалификации педагогических кадров, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей с ОВЗ. 8.3. Для обеспечения освоения образовательных программ детьми с ОВЗ в полном объеме, а также коррекции их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы вводятся ставки учителя - логопеда, педагога-психолога, социального педагога. 8.4. Финансирование образовательной организации, осуществляющей инклюзивное обучение детей с ОВЗ, реализуется в соответствии с действующим законодательством. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)