Положение о едином речевом режиме

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА

«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ПК МБОУ «НШДС № 2»
___________ Е.Н. Калинченко
«25» сентября 2020 года

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «НШДС № 2»
__________ Л.А. Потапова
«25» сентября 2020 года

«СОГЛАСОВАНО»
на общем собрании работников
МБОУ «НШДС № 2»
«25» сентября 2020 года

Положение
о едином речевом режиме
в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Начальная школа – детский сад № 2»
города – курорта Кисловодска

Положение
о едином речевом режиме

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Начальная школа – детский сад № 2» города – курорта Кисловодска
Гуманизация образования включает развитие коммуникативных
умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных
дисциплин, так как русский язык в школе не только предмет изучения, но и
средство обучения основам всех наук. Поэтому необходима такая постановка
преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой
культуры учащихся осуществляется в единстве общими силами всех
учителей.
Администрации школы необходимо направлять, координировать и
контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе.
Следует включать вопросы о требованиях к устной и письменной речи
школьников в работу педагогического совета, в систему внутришкольного
контроля; организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить
совместные заседания методических объединений, посвящённых вопросам
повышения культуры речи учащихся.
Требования к речи учащихся.
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме
(развернутый ответ на определённую тему, доклад, описание физического
или химического опыта, рецензия на ответ одноклассника и т.д.) следует
оценивать, учитывая:
- содержание высказывания;
- логическое построение;
- речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- говорить и писать на тему, соблюдая её границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и
основной мысли высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинноследственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые
обобщения и выводы);
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления
высказывания;
- строить высказывания в определённом стиле (научном, публицистическом,
разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке,
конференции, собрании, экскурсии и т. д.);
- отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений,
пауз, правильной интонации, правил произношения;
- оформлять любое письменное высказывание с соблюдением
орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается
разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием
эмоционально окрашенных слов.
Для речевой культуры учащихся, важны и такие умения, как умение
слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к
высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в
обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого,
выразительного, осмысленного чтения.
Работа педагогического коллектива по осуществлению единых
требований к устной и письменной речи учащихся.
Воспитание речевой культуры школьников может успешно
осуществляться
только
в
результате
целенаправленных
и
квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой
целью рекомендуется учителям всех школьных дисциплин:
- при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала,
правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять
все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т.п.); писать
разборчивым почерком;
- не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и
оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и
неточности
в
формулировках
определений,
заданий.
Выбирать
соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий,
раздражительный ...), темп речи, делать акцент на самых главных по
значению
словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.
- систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря
учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При
объяснении такие слова чётко произносить, записывать на доске и в
тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное
употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и
произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к
данному разделу программы.
- на уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное
восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще
предлагать задания по составлению плана; составлению вопросов;
- уделять внимание формированию умений: анализировать, сравнивать,
сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать
выводы и обобщения;
- шире использовать выразительное чтение вслух как один из приёмов
формирования культуры устной речи учащихся, как средство
эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к
интонационной, произносительной культуре речи учащихся;
- настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться
разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать

литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты
самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов,
цитатного материала, списков литературы и т. д.;
- активно использовать современные информационные технологии
(компьютерные энциклопедии, тренинги, Интернет и т.д.);
- следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех
записей в них, не оставлять без внимания орфографические и
пунктуационные ошибки;
- исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам,
но и в дневниках учащихся;
- добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся,
исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт;
бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на
уроке, так и вне урока;
- шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы,
факультативные, кружковые занятия, диспуты семинары, КВН и т. п.) для
совершенствования речевой культуры учащихся;
- тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений,
стендов;
- предусматривать беседы с родителями (законными представителями) по
выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
О письменных работах учащихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку;
- изложения;
- сочинения;
- письменные ответы на вопросы и т. д.
По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые
письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения
изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и
частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого
материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения
текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только
часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти;
- в конце полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях
предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным
графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с
учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну

письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных
работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их
распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных
контрольных работ к концу четверти, триместра, полугодия. Не
рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в
первый день после праздника, в понедельник. Учителя исправляют
орфографические ошибки.
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе.
Учитель имеет возможность повседневно выявлять степень усвоения
программного материала по устным ответам учащихся и обучающим
письменным работам, следовательно, в каждом классе целесообразно
проводить следующее количество письменных контрольных работ:

Предметы

1ч.

Классы
1 класс
2 класс
3 класс
2ч. 3ч. 4ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч.

Русский язык
контр. работ
1
контр. спис.
1
1
творческ. работ, и/с контр. излож.
Математика
контр. работ
1
Чтение
Норма чтения в 1 полугодие
минуту
2 полугодие
Слоговое чтение
25 и выше слов
Окружающий мир -

4 класс
1ч. 2ч. 3ч. 4ч.

1
1
2/1
-

1
1
1/2
-

2
1
2/2
-

2
1
2/3
1

2
2/2
-

2
1
2/2
-

3
1
3/3
-

2
1
3/2
1

2
1
2/2
-

2
3/2
-

3
3/2
1

2
1
3/2
1

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

1 полугодие
2 полугодие
30-35 слов

1 полугодие
2 полугодие
55-60 слов

1 полугодие
2 полугодие
75-80 слов

45-50 слов
-

70-75 слов
-

90-95 слов
-

1

Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ типа списывания.
Оценки
1
«5»
«4»
«3»
«2»

Допустимое количество оценок
Во II классе
В III классе
В IV классе
2
3
4
Нет ошибок.
Нет ошибок
Нет ошибок
Допускается один недочёт
графического характера.
1-2 ошибки и 1 исправление 1 ошибка и 1 исправление 1 ошибка и 1 исправление
3 ошибки и 1 исправление 2 ошибки и 1 исправление 2 ошибки и 1 исправление
4 ошибки и 1-2 исправление 3
ошибки
и
1-2 3
ошибки
и
1-2
исправления
исправления

Словарные диктанты (проводятся 1 раз в месяц)

Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Количество слов в диктанте 6-8 слов
8-10 слов 10-12 слов 12-15 слов
Критерии оценки словарных «5»- без ошибок
диктантов
«4» - 1 ошибка, 1 исправление
«3»-2 ошибки, 1 исправление

«2» - 3-5 ошибок

Вид проверяемой работы во всех классах определяет учитель:
домашняя работа, самостоятельная работа, словарный диктант, тест и др.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все
виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
В проверяемых работах учитель отмечает допущенные ошибки.
Подчёркивание ошибок производится учителем только красной пастой
(красными чернилами).
После подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка
работы.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в
классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются;
оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению
учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку
оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые
работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется
соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся даётся задание по
исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих
повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях,
в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Во время контрольных работ учащиеся 1-4 классов могут пользоваться
лингвистическими словарями.
-

-

Примечания:
при подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как
самостоятельные, так и служебные части речи;
если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то
берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для
данного класса;
текст диктанта должен быть понятным для учащихся;
слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на
доске и объясняются;
отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не
ознакомились.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в
которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные
правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.
Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы

Число видов

Число видов

1
2
3
4

орфограмм
12
16
20
24

пунктограмм
2-3
3-4
4-5
10

В диктантах должно быть: в 1 классе - не более 5, в 2 - не более 7, в 3-4 не более 10 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,
правописанию которых ученики специально обучались.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее
чем на двух-трех предыдущих уроках).
Примечания:
До конца первой четверти (а в 4 классе - до конца первого полугодия)
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует
исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме
знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных
работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные
учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
 в переносе слов;
 на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
 на еще не изученные правила;
 в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не
проводилась;
 явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо
слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);
По орфографии необходимо различать:
 орфографические и грамматические ошибки;
 орфографические и фактические ошибки;
 орфографические ошибки и описки;
 грубые и негрубые ошибки;
 повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;
 однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь»
вместо «ляг».
К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные
с незнанием реалий: "у Нагуного" вместо "у Нагульнова" и т. д.
Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный
облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
Негрубыми орфографическими ошибками являются:
 ошибки в исключениях из правил;
 написание ы и и после приставок;

 большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных
наименованиях;
 написание собственных имен нерусского происхождения;
 нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в
наречиях, образованных от существительных и предлогов;
 случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
 случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
 постановка одного знака препинания вместо другого;
 пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение
их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и
восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в
одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне
однокоренных слов.
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще;
колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить,
резкий – резок).
Примечания:
- грамматические, фактические ошибки, описки при проверке
диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются;
- негрубые ошибки считаются за пол-ошибки;
- повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну;
- первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная;
- если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то
все они считаются за одну;
- при наличии в контрольном диктанте более пяти поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один
балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более
исправлений.
- диктант оценивается одной отметкой.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо
руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество
орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка
Количество допускаемых ошибок

«5»
«4»
«3»
«2»

0/0
2 / 2, 1 / 3, 0 / 4
4 / 4, 3 / 5, 0 / 7
7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6

Примечания:
«5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой
орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки;
«4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди
них есть однотипные;
«3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и
шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки;
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при
выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,
превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две
орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки.
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и
дополнительного
(фонетического,
лексического,
орфографического,
грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид
работы.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться
следующим:
Оценка
5
4
3
2
1

Объём правильно выполненной
работы
Все задания
Не менее 3 / 4
Не менее 1 / 2
НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины
НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания

Примечание:
орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять
из следующего количества слов:
Классы
1
2
3
4
15-20
20-25
25-30
30-35
Количество слов
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие
нормы:
Оценка
«5»
«4»
«3»

Количество допускаемых ошибок

1–2

0

3–4

Критерии оценки по чтению во II-IV классах.
В I классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при
слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только
устная оценка результатов.
Отметки
Класс

2

3

4

«5»

«4»

«3»

«2»

I полу- II полу- 1 полу- 11 полугодие
годие
годие
годие
Не менее Не менее Не менее Не ме35 слов
50 слов 30 слов
нее 45
слов
Не менее Не менее Не менее Не менее
60 слов
75 слов 55 слов 70 слов

I полу- II полу- I полу- 11 полугодие
годие
годие
годие
Не ме- Не менее Не ме- Не менее
нее 25
40 слов
нее 20
30 слов
слов
слов
Не ме- Не менее
До 35
До 50
нее 50
65 слов
слов
слов
слов
Не менее Не менее Не менее Не менее Не ме- Не менее
До 60
До 75
80 слов
95 слов 75 слов 90 слов нее 70
85 слов
слов
слов
слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:
- во втором классе- 1/4 страницы;
- в третьем классе- 1/3 страницы;
- в четвёртом классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.

Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь
следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№
п/
п

Учебный
предмет

1

Количество тетрадей

Период
обучения

Комментарий

Период
обучения
грамоте

Помимо
прописей,
допускается
наличие 1 – 2
тетрадей
Допускается
наличие тетрадей
Допускается
наличие тетрадей
Допускается
наличие тетрадей

Русский язык

текущих
Прописи

контрольных
Нет

2

Родной язык

2-4
Нет

1
Нет

1–4
1-4

3

Литературное
чтение
Литературное
чтение на
родном языке
Математика

Нет

Нет

1–4

Нет

Нет

1–4

Прописи либо
рабочие тетради

Нет

Период
обучения
грамоте

4

5

Помимо
прописей,
допускается
наличие 1 – 2

тетрадей
2-4
Нет

1
Нет

1–4
1–4

1–4
1–4
1–4

Допускается
использование
рабочих тетрадей
на печатной
основе, входящих
в УМК
Допускается
использование
рабочих тетрадей
на печатной
основе, входящих
в УМК
Допускается
использование
рабочих тетрадей
на печатной
основе, входящих
в УМК
-

1–4

-

6

Окружающий
мир

7

Иностранный
язык

В соответствии c
программными
требованиями

Нет

1–4

8

ОРКСЭ

Нет

Нет

1-4

9
10
11

ИЗО
Технология
Музыка

12

Физ. культура

Альбом
Нет
Нет
Нет
В соответствии c программными
требованиями
Нет
Нет

Так же может быть одна тетрадь для изложений и сочинений (для
творческих работ).
Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются
специальные тетради, которые в течение всего ученого года хранятся в
школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и
подписываются
как
тетради для творческих работ (3-4 классы),
контрольные изложения и сочинения – выполняются в тетради
для
контрольных работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых
выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к
произведениям, определения литературных понятий и пр.)
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ,
надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо
родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го
класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное –
грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х
классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо
оформлять по образцу

Образец:

Тетрадь №1 ( №2)
для работ
по математике (русскому языку)
ученика 1 класса «А»
МБОУ «НШДС № 2»
Иванова Олега.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует
писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а
затем полное имя в единой форме, которая традиционно включает в себя
минимальный объем основной информации,.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением
следующих требований:
 писать аккуратным разборчивым почерком;
 единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для
чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку) соблюдать поля с
внешней стороны;
 писать на отдельной строке название темы урока, а также темы
письменных работ;
 обозначать номер упражнения, указывать, где выполняется работа
(классная или домашняя);
 соблюдать красную строку;
 между датой, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по
русскому языку стоку не пропускать;
 между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой
или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по
русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и
для выставления оценки за работу);
 выполнять аккуратно подчёркивания - условные обозначения карандашом
или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;
 исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или
пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово,
предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого
надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные
написания в скобки.
 в 1 – 4 классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и
строкой ниже – её название (также обозначаются кратковременные работы,
выполняемые в обычных тетрадях).
Например:
Диктант.

Изложение.

Сочинение.

Байкал.

Подвиг художника.

Мой Пушкин.

Порядок проверки письменных работ учителями определяет ШМО.
Рекомендуется следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
- ежедневно, контрольные работы должны быть проверены к следующему
уроку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем
на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см
(один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при
оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца
страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса
обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется
по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем.
По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).
С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью:
первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без
пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на
полях (краткая форма записи):
1вариант.
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их
полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не
указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру
строки).
Образец: Упражнение 234 (3-4кл)
Упр.234 (1-2)
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой
буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово
пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых
норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на
согласные:
глухой-глух., звонкий-зв., гласный-гл., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время - буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п.
П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с
пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания делаются по линейке.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у
детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать
требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на
постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных
сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц
измерений точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на
широкую линейку учителем определяется с 3 класса.
У учителей начальных классов много различных приемов организации
«минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение
содержания, объема и периодичности проведения:
1 – 2 класс – 2 строки ежедневно.
3 – 4 класс- 1 строка ежедневно.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и
пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение
тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Для стимулирования
детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на
обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно.
Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам
стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в

отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется
иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по
каллиграфии в своеобразное наказание для детей.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и
аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу,
окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить
эти морфемы простым карандашом надлежит более точно. При
синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только
определение, если изучение второстепенных членов предложения
предусмотрено программой.
Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на
пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами упражнений в классной и домашней работе
отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв
клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими
отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату нужно записывать посередине.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача» не пишется.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая
запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова
пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным
буквам).
Например:

Маленькие- 7 м.
Большие - 3м.

?

М.-7 м.
Б.-3 м.

?

Существует несколько форм записи решения задач:
а)по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью
вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического
изображения и таблицы.
Названия граф (колонок) пишется с большой
буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует
требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;

- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или
письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4
2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265 5
3) _3450
4) + 3160
6 253
290
253
15
3160
3413
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют
учителя математики в средней школе.
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также
необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке.
Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются
печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского
алфавита.
А
В
D

С

Слова длина, ширина прямоугольника может не допускать обозначение
(кратко) латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и
площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? См
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие
требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая
одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и
предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
Место и роль контроля в изучении русского языка и родного языка.
В системе общего начального образования русский язык занимает ведущее
место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же
время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам
школьного цикла, формирования духовного мира человека, развития
личности школьника, приобщения его к национальной культуре русского
народа. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный
аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает
интеллектуальное развитие ребёнка.
Обучение русскому языку требует как можно более объективной оценки
знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в ходе изучения
программного материала, а значит, и постоянного контроля качества
усвоения материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и
контроля над достижениями этих результатов – одна из ключевых в
педагогике. Правильная организация системы контроля, когда он не
констатирующий, а результативный, – резерв повышения качества
образования.
Контроль должен быть целенаправленным, систематичным, объективным.
Он должен обеспечивать:
 всестороннюю проверку знаний;
 определение уровня усвоения знаний;
 проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
оперативность проверки, её своевременность;
 не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую
функции проверки.
Сводная таблица контроля.
Класс

1
2
3
4

Темп
чтения
вслух
30
50
80
110

Темп
чтения
про себя
100-110
120-140

словарный
диктант
7-8
10-12
12-15

Количество слов:
контрольный изложение
диктант
20-25 / 30-40
40-50
45-50 / 55-60
65-80
65-70 / 70-85
90-105

сочинение
45-60
60-80

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному
чтению и литературному чтению на родном языке.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является
установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная
оценка их в соответствии с требованиями программы.















При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень
сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на
умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные
наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения
героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания
произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того,
чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки
художественных произведений.
Оценка знаний по литературному чтению и навыков письменной речи
производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в
определенной последовательности и составляют важное средство развития
речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние
сочинения по литературному чтению.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими
основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных
самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии
историческим контекстом;
умение владеть монологической литературной речью; логичность и
последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность
чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения;
умение
пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками
разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь
произведения с эпохой (9 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения;

 умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль
основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения;
 умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений;
 умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
 хорошее владение монологической литературной речью.
 Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
 в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
 об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки
героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
 о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться
этими знаниями при анализе произведений;
 об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст
произведения для подтверждения своих выводов.
 Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и
языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для
данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
 незнание существенных вопросов содержания произведения;
 неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения;
 незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
 слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения,
бедность выразительных средств языка.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87937) 7-27-69, +7 (87937) 7-27-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».