Программа Сказка за сказкой (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 2»
города-курорта Кисловодска

«Рассмотрено»
на педагогическом совете

«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
_________И.Н. Птушкина
« /о Л
O f
20^>г.

Общеобразовательная программа
«Сказка за сказкой»

Разработано: !
Музыкальный руководитель j
Е.В. Климович f

город - курорт Кисловодск
2020 - 2021 учебный год

Аннотация к программе дополнительного образования
«Сказка за сказкой»

Направленность - общекультурное направление с учетом интеграции
образовательных областей.
Контингент обучающихся- программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность реализации программы. 1 год
Режим занятий, занятия организуются 2 раза в неделю с
продолжительностью 1 час и 15-минутным перерывом на динамическую
паузу.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание: программа определяет систему образования старших
дошкольников в сфере приобщения к основам театральной культуры и с
учетом интеграции образовательных областей.
Цели программы:
^ Развитие эмоциональной сферы личности ребенка средствами
театрального искусства.
S Воспитание творческой индивидуальности ребенка, его интереса к
актерской деятельности.
S Формирование навыков импровизации диалогов действующих лиц в
хорошо знакомых сказках, самостоятельного поиска выразительных
средств для создания образа персонажа.
Ожидаемый результат:
^ Понимание важности использования движения, жестов, позы, мимики
и речевых интонаций.
Воспитание гуманных чувств.
^ Формирование правильного оценивания своих и чужих поступков, а
так же персонажей драматических спектаклей.
Программа позволит* поддерживать желание активно участвовать в
театральных играх и драматизациях, является «открытой» и предусматривает
вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи работы
3. Принципы построения программы
4. Время работы, количество занятий
5. Календ арно-тематическое планирование
6. Дополнительная литература

Пояснительная записка
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой
личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений
жизни й природы. Общение с произведениями искусства отражает
действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует
формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов
искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от
психофизического отношения к произведениям искусства перейти к
аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует
эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал,
соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Задачи эстетического воспитания в образовании должны сводиться к
постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.
Через приобщение к искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, и
чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его
проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Наиболее актуальным в условиях дошкольного учреждения является
введение ребёнка в мир искусства посредством интеграции искусств, которая
явно проступает в театральной деятельности, базирующейся на интересной и
важной для ребёнка деятельности - игре. Театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка, поскольку позволяет искусствам, в
их сочетании, преодолевать время и пространство.
В театральной деятельности развиваются самые разные способности, а
активизация творческих проявлений способствует интересу к театральному
искусству.
Поскольку основополагающим для дошкольников является игра, то именно
через неё введение детей в сценическое искусство способствует более
адекватному развитию чувств, пробуждению таких качеств личности как
соучастие, сострадание. Современные условия требуют от дошкольных программ
ориентации на формирование у детей тех человеческих качеств, которые станут
необходимыми в его взрослой жизни. И именно обращение к театральной
деятельности позволит развить у ребёнка способность ставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
С переходом в ребёнка в школу возникают объективные трудности, прежде
всего, связанные сэмоциональной адаптацией. Для разрешения этого
естественного явления выявлялся самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и
художественному воображению. Им стал путь через театральную игру,
фантазирование, сочинительство.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
индивидуальность. В ней четко выражены' положения «Концепции дошкольного
воспитания», ориентированной на гуманизацию педагогического процесса.
Методы и средства музыкально-театральной деятельности распределены в

соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов детского
возраста.
Главным направлением программы
является художественно
эстетическое развитие детей средствами театральной игры.
Программа опирается на методологические принципы и идеи, направленные
на формирование личности, что доказывает её педагогическую целесообразность.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ, является
акцентуация на тесном контакте с родителями детей, которая проявляется не
только в привлечении их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, но и
проведению экскурсий по ознакомлению с театром в городские театральные
студии, школу искусств, активном участии родителей в детских спектаклях,
организации фестивалей, на которых демонстрируются домашние спектакли,
созданные родителями.
Программа рассчитана на 1 год для детей 4-6 лет
Содержание программы
Программа состоит из 6-ти разделов, работа над которыми продолжается в
течение учебного года с детьми средней (4-6 лет) возраста.
При актуализации направления работы с детьми и выявлении их готовности
к включению в творческие игры, используемые в данной программе, проводится
первичный педагогический анализ отдельных способностей.
Всё выше изложенное позволяет выделить программные задачи и
результативность действий педагога по годам работы.

Цели и задачи работы
Цель: развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста
средствами театрализованных игр и театральных представлений.
«•

Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с видами театра (драматический, музыкальный и т.д.).
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных
условиях.
Развивающие:
- развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческие
способности детей средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей миролюбие, доброжелательное поведение, создавать
благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы.
При составлении программы использовали следующие формы работы:
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы
мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию,
воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические
качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность,
контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии
своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь
одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить
запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность
искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа
животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать
гуманные чувства.

Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи,
тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас
ребенка.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками
элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства. Культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к
рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
В процессе работы с детьми предполагается их активное участие в
выступлениях, дальнейшее развитие театральной деятельности в условиях
начальной школы, интенсификация творческих способностей, интеллектуальная
состоятельность.

Принципы построения программы
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний и умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая направленность.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений и навыков.
8. Актуальность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Предполагаемые результаты усвоения программы
Средний дошкольный возраст 4-6лет

У Умеют действовать согласованно.
У Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
У Запоминают заданные позы.
У Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
У Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
У Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
У Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
У Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
У Умеют строить простейший диалог.
У Умеют составлять предложения с заданными словами.

Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Виды непосредственно
образовательной деятельности
Оценка театрально-игровой
деятельности
>Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Основы театральной культуры

Количество
6
10
6
7
7

Работа над спектаклем

20

Итого

56

Программно - методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Для педагогов
Конспекты
Разработки игр, упражнений,
этюдов
Сценарии театральных
постановок
«Курочка Ряба»
«Теремок на новый лад»
«Кто сказал Мяу»
«Крошечка-Хаврошечка»
"Кошкин дом"
(«Чистота - залог здоровья»)

Для детей
Предметы к играм, упражнениям,
этюдам
Карточки эмоций, жестов
Зеркала
Репродукции картин, фотографий
Шапочки-маски
Костюмы
Декорации
Музыкальное оформление

Календарно -тематическое планирование работы с детьми 4-6 лет

1

2

Цель

Театрал изова
иная игра
«Воображаем
ое
путешествие
»

1. Артикуляционная гимнастика:
«Удивленный бегемот», «Горячая
картошка».
2. Игра «Воображаемое
путешествие»
3. Репетиция сказки «Курочка
Ряба».
1. Артикуляционная гимнастика
«Удивленный бегемот», «Горячая
картошка»
2. Знакомство со скороговоркой
«Вез корабль карамель»
3. Игра «Животные во дворе».
4. Повторение сказки «Курочка
ряба».
1. Работа над техникой речи: игра
Развивать диапазон и
силу звучания голоса; «Эхо», игра « Чудо-лесенка».
2. Упражнение на дыхание
внимание,
наблюдательность,
«Насос».
память детей, работать 3. Игра «Птичий двор».
4. Репетиция сказки «Курочка
над дыханием и
Ряба».
артикуляцией
1. Техника речи. Игра «Самолет».
Развивать речевое
2. Работа над гласными звуками.
дыхание, память,
Игра «Веселые стихи».
общение, внимание,
наблюдательность
3. Беседа о театральной культуре.
тренировать три вида 4. Репетиция сказки «Курочка
Ряба».
выдыхания; учить
детей произносить
скороговорки;
закреплять текст
сценария «Курочка
Ряба». Создать на
сцене с помощью
декораций атмосферу
деревенской избы и
огорода.
Развивать сценическое Показ сказки малышам,
сверстникам и взрослым.
творчество.
Совершенствовать
пластику, умение
действовать друг с
другом, развивать

Развивать
воображение,
фантазию, память
детей; умение
общаться в
предлагаемых
обстоятельствах.
Театрал изова Развивать
артикуляцию и
иная игра
«Животные дикцию; познакомить
детей со
во дворе»
скороговорками, с
движениями
животных.

ноябрь

3

4
Работа над
спектаклем
«Курочка
Ряба»

5

Практическая часть

Тема

Спектакль
«Курочка
Ряба»

6

декабрь

7

8

9

память. Учить детей
выступать перед
сверстниками и
взрослыми.
Ритмопласт Учить детей
распознавать
ика
эмоциональные
«Эмоции»
состояния (радость,
грусть, страх,злость)
по мимике и
интонации изображать
эти эмоции, используя
жесты, движения,
голос. Способствовать
обогащению
эмоциональной сферы.
Совершенствовать
умение связно и
логично излагать свои
мысли. Знакомить с
основами театральной
культуры.
Театрализова Учить детей
напрягать и
иная игра
расслаблять мышцы,
«Насос и
артикулировать звуки
надувная
с и ш; действовать с
игрушка»
воображаемыми пред­
метами,
взаимодействовать
друг с другом;
тренировать три вида
выдыхания.
Совершенствовать
наблюдательность,
воображение, память.
Культура и Развивать умение
техника речи детей произвольно
реагировать на
«Семь
команду, снимать
сыновей»
зажатость и
«Ходим
скованность,
кругом»
согласовывать свои
действия с другими
ребятами.
Театрализова Совершенствовать
эмоциональную
иная игра

1. Упражнение на гласные и
согласные звуки.
2. Игра «Зеркало».
3. Упражнение «Изобрази эмоции».
4. Рассматривание репродукций
картин, фотографий.
5. Игры « Угадай эмоцию»,
«Испорченный телефон».

1. Упражнение на артикуляцию.
2. Игра «Магазин».
3. Игра «Насос и надувная кукла».

1. Работа над техникой речи.
Гласные звуки: и, э, а, о, у, ы.
2. Игра «Семь сыновей».
3. Игра «Ходим кругом».

1. Упражнения на дыхание и голос
«Запах цветка».

10

11

память, наблюда­
«Путешеств тельность детей;
продолжать работу
ие»
над техникой речи.
Обратить внимание на
умение детей
фантазировать,
придумывать,
сочинять.
Театрал изо ва Тренировать дикцию;
расширять диапазон
иная игра
«Ярмарка» голоса и уровень
громкости.
Совершенствовать
элементы актерского
мастерства; внимание,
память, общение.
Развивать дикцию,
память, внимание,
воображение,
фантазию детей.

январь

12

«Теремок»

февр
яль

12

14

Создавать
положительный
эмоциональный
настрой на занятии.
Знакомить детей с
понятием «рифма».
Совершенствовать
наблюдательность,
внимание, память
детей. Продолжать
работу над
поэтическим текстом
пьесы «Теремок»,
добиваться
пластического
*изображения походки
героев пьесы.
Развивать внимание,
эмоциональную
память, наблю­
дательность;
добиваться четкого
произнесения слов.
Добиваться
выражения

2. Работа над скороговоркой «Изпод топота копыт пыль по полю
летит».
3. Беседа на тему «Путешествие».
4. Театрализованная игра
«Путешествие».

1. Беседа «Знакомство с
ярмаркой».
2. Театрализованная игра
«Ярмарка».

1. Чтение пьесы Л. Поляк
«Теремок»
2. Беседа о пьесе «Теремок».
3. Работа над техникой речи.
4. Игра «Испорченный телефон».
1. Работа над техникой речи.
2. Знакомство с рифмой.
3. Игра «Тень».
4. Работа над пьесой «Теремок».
5. Беседа о предлагаемых
обстоятельствах.

1. Работа над техникой речи
(артикуляционная, дыхательная
гимнастика; считалка «Жили-были
два дружка»; игра « Узнай по
носу»).
2. Работа над пьесой «Теремок».
1. Артикуляционная и дыхательная
гимнастика.

2. Упражнение на гласные и
согласные звуки.
Упражнение «Новости нашего
двора».
3. Повторение состояний человека
в тех или иных обстоятельствах
«•
(эмоции).
4. Репетиция первой картины
спектакля «Теремок».
1. Игра «Снеговик».
15
2. Зарядка для шеи, челюсти,
языка: «Удивленный бегемот», «Зе­
вающая пантера», «Горячая
картошка»; упражнения для языка
«Жало змеи», «Конфетка»,
«Колокольчик», «Уколы», «Самый
длинный язычок».
3. Упражнение на дикцию игра
«Свинки».
4. Репетиция спектакля «Теремок»
1. Репетиция спектакля «Теремок»
Развивать речевое
16
дыхание, правильную с использованием света, музыки,
артикуляцию, дикцию. костюмов и реквизита.
Совершенствовать
элементы актерского
мастерства.
Совершенствовать
1. Повторение текста пьесы
17
Спектакль
«Теремок».
элементы актерского
«Теремок»
2. Приглашение зрителей на
мастерства.
спектакль «Теремок».
3. Спектакль «Теремок» (с
использованием музыки, света,
реквизита).
1. Инсценировка «Уменя полно
18 Театрализова Привлечь внимание
детей к праздничной
хлопот»
иная игра
2. Колыбельные-импровизации
дате (8 Марта).
«У меня
Вызвать
3. Игрыполно
эмоциональный
инсценировки
хлопот»
отклик к теме
«Домашние дела»
материнской заботы и
любви. Побуждать к
импровизации. Учить
ролевому поведению.
19 Разыгрывание Учить пересказывать
1. Сюрпризный момент
содержание знакомой 2. Песня «Кошка»
этюдов
сказки. Учить
3. Рассказ сказки «Кошка и
«Мамины
показывать сказку.
котята».
детки»

март

эмоционального
состояния героев
спектакля.
Совершенствовать
память,
наблюдательность,
внимание детей.
Продолжать работу
над техникой речи.
Развивать внимание,
память; умение
напрягать и рас­
слаблять мышцы шеи,
рук, ног и корпуса.

*

20

Ритмопласт
ика «Заяц и
охотник»

21

Театрализова
иная игра
«Полет на
Луну»

22

Театрализова
иная игра
«Путешеств
ие в мир
сказок»

л
ч
о

Си
С
03

23

Театрализова
иная игра
«Настройщи
к»

Развивать
сопереживание,
чуткое отношение к
другому. Дать заряд
положительных
эмоций в этюдах и
играх. Побуждать к
воплощению в
игровой образ.

Учить детей
ориентироваться в
пространстве; равно­
мерно размещаться по
площадке, не
сталкиваясь друг с
другом; двигаться в
разных темпах.
Совершенствовать
двигательные
способности,
пластическую
выразительность;
воспитывать смелость,
ловкость. Развивать
наблюдательность,
воображение детей;
совершенствовать
умение выступать
перед публикой.
Показать
воспитанникам
детского сада отрывки
из спектаклей,
•подготовленных
участниками
театральной студии.
Знакомить детей с
пословицами,
поговорками и ско­
роговорками; учить
пользоваться
интонациями,
произнося фразы

4. Этюды на мимику, жесты, на
выражение основных эмоций: «Как
кошка мама звала своих котят во
дворе», « Как сердито рычал пес
Рекс», «Как жалобно мяукали
котята на дереве», «Как они
радовались, когда мама их спасла»
5. Этюды «Котята», «Котята
просыпаются», «Котята
резвятся», «Котята охотятся за
мышкой».
6. Хоровод-игра «Как кошки
расплясались»
1. Упражнения по ритмопластике
«Муравьи», «Буратино и Пьеро».
2. Игра «Заяц и охотник».

Беседа о космосе и профессии
космонавта.
2. Упражнение на внимание.
3. Упражнение на координацию
движений.
4. Игра «Полет на Луну»
1.

1. Отрывок из спектакля «Курочка
Ряба».
2. Отрывок из спектакля
«Теремок».

1. Беседа о пословицах, поговорках
и скороговорках.
2. Разучивание новых пословиц,
поговорок и скороговорок.
3. Театрализованная игра
«Настройщик».

24

25

Театрализова
иная игра
«Последний
герой»
«•

май

Основы
театральной
культуры
«Это вы
можете!»
26
Основы
театральной
культуры
«Сам себе
режиссер»
27
Оценка
результатов
театрально­
игровой
деятельност
и

грустно, радостно,
удивленно, сердито.
Развивать правильное 1. Упражнения на дыхание
«Прямой маятник», «Боковой
речевое дыхание,
маятник», «Цветочный магазин»,
быстроту реакции;
«Ручной мяч».
смелость,
сообразительность,
2. «Последний герой».
воображение и
фантазию.
1. Беседа о театре и театральной
Закреплять
пройденный материал деятельности.
2. Игры.
(пословицы, пого­
ворки, отрывки из
спектаклей).
1. Беседа на тему «Как рождается
Дать детям
сценка».
возможность
2. Репетиция сценок.
самостоятельно
сочинить сценку про
животных.
Оценить театрально­
Театральная щра
игровую деятельность Обгцеразвиваюгцие игры «Руки детей перед началом
ноги»
Упражнения и этюды «Угадай,
учебного года.
что я делаю?»
Ритмопластика
Игры на развитие двигательных
способностей «Самолеты и
*
бабочки»
Музыкально-пластические
импровизации «Бабочки»
Жесты как важное средство
выразительности «Просьба»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие
внимание, памяти, воображения
«Нагрузи машину»
Этюды на выражение и
сопоставление различных эмоций
«На улице две курицы»
Основы театральной культуры
Словарь театральных терминов
Игры-драматизации
Желание участвовать в играх-дра­
матизациях. Умение общаться с
партнером. Способность
импровизировать при создании
образа «Колобок»

28

Театральная игра
Игры на превращения
«Превращение детей»
Культура и техника речи
Игры и упражнения на речевое
дыхание «Игра со свечой»
Артикуляционная гимнастика
«Удивленный бегемот», «Горячая
картошка»
Игры и упражнения на свободу
звучания с мягкой атакой
«Колыбельная»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие
внимание, памяти, воображения
«Прогулка в лес»
Этюды на воспроизведение
отдельных черт характер «Козахлопота»
Игры-драматизаиии
Желание участвовать в играх-дра­
матизациях. Умение общаться с
партнером. Способность
импровизировать при создании
образа «Мышонок»_____________

Список используемой литературы
1.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Обзор
программ дошкольного образования. /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: ТЦ
Сфера, 2010.
2.

Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 4 -5 лет. /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика - Синтез, 2008.
3.

Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 5 - 6 лет /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика - Синтез, 2008.
4.

Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 6 -7 лет /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика - Синтез, 2008.
5.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
6.

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

М.:ТЦ Сфера, 2009
7.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 - 5 лет.

Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М.:
ВАКО, 2007.
8.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр -

Творчество - Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного
образования и музыкальных руководителей детских садов.- М.: 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87937) 7-27-69, +7 (87937) 7-27-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».